Индийский блок выставки в Казани по праву можно назвать одним из самых изысканных. Он лаконичен и скромен по размеру, но насыщен деталями, подобно точкам, из которых складываются шедевры миниатюры. Взгляд сразу приковывают крошечные картины, которые говорят больше, чем можно себе представить. Здесь все — игра символов, а в каждой мелочи таится подтекст.
«Индия — один из основных участников выставки. Представлена в основном через индийскую миниатюру. Это произведения, созданные в Могольской Индии в XVII—XIX веках, когда страной правила династия Великих Моголов», — объясняет Константин Петров. Миниатюры эти — словно живые свидетели ушедшей эпохи, они говорили о могуществе и процветании.
Один из ключевых экспонатов — миниатюра 1830-х годов. Это сцена пышного приема Могольского императора Акбара II. В ней все, на первый взгляд, идет своим чередом — император окружен придворными, символы власти на месте. Однако, как говорит Петров, «это прием для самоуспокоения». Моголы уже не были той мощной силой, что раньше. Индия находилась под контролем британской короны, а пышные ритуалы — лишь тени былого могущества. Эта миниатюра не просто изображение — это документ эпохи, когда внешняя помпезность уже не могла скрыть истинного положения дел.
Но не все на выставке демонстрирует безнадежную эпоху. Здесь оживают образы страстных охотников, и среди них — гепарды. Да-да, те самые гепарды, которых держали при дворе для охоты. Один из ярчайших экспонатов — миниатюра XVIII века. На ней юноша, который держит хищника на тончайшем поводке. Как отмечает Петров, «это один из самых экзотических охотников нашей выставки». Гепарды при дворе были привилегией падишахов, особенно Великого Акбара. Он не умел читать, но был страстным любителем изображений, и подобные миниатюры, вполне возможно, украшали его коллекцию.
Что делает эту миниатюру уникальной? Это невероятное внимание к деталям: «Художник мельчайшими точечками воспроизводит и шкуру гепарда, и ошейник на нем, и тончайший поводок. Можно увидеть драгоценные камни на кинжале юноши», — рассказывает Петров. В этих миниатюрных штрихах — вся суть индийского искусства, где каждое движение кисти имеет значение.
Но выставка не ограничивается только миниатюрами. Внимание привлекают и предметы быта, которые олицетворяют не просто роскошь, но и целые культурные традиции. Особое место занимают предметы, украшавшие пиршественные столы. На выставке представлены два кувшина. На первый взгляд, они абсолютно одинаковы: одинаковая форма, крепления для крышек и ручек. Но созданы они в разных традициях.
Первый кувшин, фестончатый, напоминающий инжир, родом из Индии. Этот предмет был частью единого комплекта с тазиком для омовения, когда-то закрытым крышкой для слива. Его пара — кувшин из Ирана, более поздний, XIX века. И вот тут начинается настоящий визуальный пир: «Это фантастический предмет для разглядывания», — говорит Петров. На кувшине десятки сцен, от охоты до пиршеств, от фантастических существ до исторических событий в стиле того, что можно увидеть в телеграм-канале «Страдающее Средневековье». Все это выгравировано, выбито чеканкой и усердно украшено насечками, что превратило обычный кувшин в произведение искусства, которое рассказывает целую историю.
Информационный центр ДДНТ, по материалам интернет-газеты «Реальное время».