(13 октября 2021) Споры о том, является ли кино отражением общества или наоборот, похожи на спор из клише: «Яйцо было первым или курица?» Начиная с 1940-х годов, «Кисмет» с 1943 года был первым блокбастером Болливуда, а также первым, в котором появился антигерой в образе не кого иного, как Ашока Кумара.
Как Дилип Кумар, Радж Капур, Дев Ананд стали примером Индии. Неру Бомбей, наряду с Мадрасом и Калькуттой, отличался наличием лучших киностудий. Основанная Девикой Рани и Химаншу Рай, the Bombay Talkies была студией, которая превзошла все студии в ту эпоху 1940-х годов. Он был ответственен за начало карьеры по меньшей мере трех ведущих звезд после обретения независимости: Дилипа Кумара, Дэва Ананда и Раджа Капура. Замеченный Ашоком Кумаром, Дэв Ананду предложили роль героя в фильме «Зидди» (1948). Трио будет приковывать к экранами на протяжении 1950-х годов, становясь связанным с судьбой и ожиданиями молодой нации. В целом критики классифицировали их фильмы как усилия по “национальному строительству». Интересно, что Дилипа Кумара окрестили героем Нерувианцев, а кино Раджа Капура отразило социальную реформацию (напряжение, которое продолжается с 1940-х годов), в то время как Дев Ананд стал примером городского человека в то время, когда Бомбей становился крупным экономическим центром.
К 1960-м годам надежды современной Индии начали рушиться, и в них вкралась реальность. Джавахарлал Неру умер в 1964 году. Возможно, вместе с ним ушел и герой-нерувианец. И фильмы были обречены идти по его стопам. Болливуд вступил в бурные шестидесятые с появлением Шамми Капура. Звезда Yahoo смоделировал себя по образцу Элвиса Пресли, но правда в том, что 1960-е годы прочно принадлежали «Битлз». Десятилетие началось с величия Могола-И-Азама. «Хакикат» Четана Ананда (1964) нежно запечатлел битву с сильным сочетанием песен, романтики и патриотизма. В следующем десятилетии на первый план вышли такие социальные проблемы, как бедность и безработица. Фильмы 1970-х годов перекликались с этим разочарованием и цинизмом.
Появление Амитабха Баччана, заменившего непринужденное романтическое доминирование Раджеша Ханны с конца 1960—х до начала 70-х, было находкой для среднего кинозрителя. На протяжении 70-х годов Баччан был голосом бедных, маргинализованных, безработных и людей с улицы. Будучи индустрией одного человека, Баччан продолжал оставаться силой природы вплоть до 1980-х годов, настолько, что молодые звезды, такие как Анил Капур и Санджай Датт, подражали социальным темам Биг Би из его предыдущих хитов, хотя сам человек пришел в упадок, прежде чем заново изобрести себя с Мохаббатейном и Кауном Банегой Крорепати.
Наступили 1990-е годы, и страну охватил «потребительский бум». Экономическая либерализация изменила облик кинематографа Индии. В частности, Шах Рукх Хан, которому удалось создать новых поклонников за рубежом, в основном состоящих из большой индийской диаспоры в Европе и Америке. Швейцарский шик вошел, Кашмир и Ути вышли. Урбанизация была завершена на рубеже тысячелетий.
Эпоха убер-патриотизма. И сейчас контент стал острее, чем когда-либо, но одна вещь осталась прежней. Способность проникнуться идеей Индии. Кинематограф рад создавать истории из болезней и кризисов, которые поражают страну, а также восхвалять ее героические подвиги, добродетели и достижения. Голливуд помог поднять боевой дух нации, придумав американских героев. Похожая картина возникает в Болливуде в эти дни, еще раз доказывая, что кино имитирует жизнь, а не наоборот.
Файсал Ахмад
Информационный Центр ДДнТ