(20 октября 2021) На сегодняшний день «Сари» является одним из неотъемлемых элементов повседневной одежды индийских женщин, однако так было не всегда. Происхождение такой одежды, похожей на сари, можно проследить до цивилизации долины Инда, которая возникла в течение 2800–1800 гг. д. н.э. на северо-западе Индии.
Начало
Путешествие сари началось с хлопка, который впервые начали выращивать на Индийском субконтиненте около 5-го тысячелетия до нашей эры. За этим последовало ткачество хлопка, который стал популярным в ту эпоху, поскольку ткачи начали использовать распространенные красители, такие как индиго, лак, красная марена и куркума, для производства драпировки, которую женщины использовали, чтобы скрыть свою скромность.
Название
Этот предмет одежды произошел от популярного слова «Саттика», означающего «женская одежда», и находит свое упоминание в ранних джайнских и буддийских писаниях. Саттика представляла собой синтез трех частей, включающий антрию — нижнюю одежду, уттарию — вуаль, которую носили через плечо или голову, и станапатту — нагрудную повязку. Этот ансамбль можно проследить до санскритской литературы и буддийской палийской литературы VI века до нашей эры. Набор из трех предметов был известен как Пошак, на хинди термин «костюм». Антрия напоминала дхоти или стиль завязывания сари «рыбий хвост». Далее она превратилась в юбку Бхайрнивасани, которая стала известна как гхагра или лехенга. Уттария превратилась в дупатту, а Станапатта — в чоли. Женщины традиционно носили различные виды региональных сари ручной работы из шелка, хлопка, икката, текстиля с принтом, вышивки и тай-дай. Наиболее востребованными парчовыми сари из шелка являются Банараси, Канчипурам, Гадвал, Пайтани, Майсур, Уппада, Багалпури, Балчури, Махешвари, Чандери, Мехела, Гича, Нараянский питомец и Эри и т. д.
Эволюция
Спустя годы, с приходом иностранцев, богатые индийские женщины начали просить ремесленников использовать дорогие камни и золотые нити для изготовления эксклюзивных сари. Но сари, как предмет одежды оставалось беспристрастным и адаптировалось под каждого. С приходом индустриализации в Индию, с британцами, синтетические красители официально попали на рынок. Местные торговцы начали импортировать химические красители из других стран, и вместе с ними появились неизвестные методы окрашивания и печати, которые дали индийским сари новое невообразимое разнообразие. Развитие текстиля в Индии начало отражаться в дизайне сари — они стали включать фигуры, мотивы, цветы. С ростом иностранного влияния сари стало первым индийским международным предметом одежды.
То, что начиналось, как первая бесшовная одежда в Индии, впоследствии стало символом индийской женственности.
Файсал Ахмад
Информационный центр ДДнТ