(24 мая 2021) В Индии «Рама—навами» является одним из главных праздников в году, это событие отмечают с древних времен. В этот день отмечается явление Рамачандры – древнеиндийского принца Айодхьи.
Рама Навами — это ведический фестиваль, на котором празднуется победа светлых сил над темными, торжество добра над злом. Это день явления седьмого воплощения Господа Вишну — Рамачандры.
Рама — это воплощение Господа как идеального благочестивого правителя, пришедшего для восстановления божественного закона и порядка. Он пришёл утвердить путь дхармы — путь священного долга и предписанных обязанностей.
В Древнегреческой мифологии мы встречаем Раму под именем Диониса (производное от санскрита «Дэва Нахоуша» — божественный преобразователь). Эпоха правления ставшего легендой принца Айодхьи в египетском эпосе описывается как царство Озириса, который принадлежал к династии солнца.
Дата праздника Рама Навами ежегодно вычисляется астрологами, по лунному календарю — это девятый день растущей луны ведического месяца Чайтра (в привычной нам системе это март-апрель). Этот день приходится на девятый (последний) день фестиваля Наваратри. В это время благоприятно слушать и декламировать ведическую эпопею «Рамаяну» или «Рамачаритаманасу», петь киртаны и баджаны прославляющие Господа Раму, а также Его божественную супругу Ситу, и великого преданного Ханумана.
Как празднуют Рама Навами — день явления Господа Рамы
В исторических местностях, которые тесно связаны с жизнью Рамачандры праздник Рама Навами проводят особо пышно. В этот праздничный день проводится «Шобха-ятра» — великолепный праздник шествия колесниц с божествами Ситы, Лакшманаи Ханумана. Особенно грандиозные шествия проходят в Айодхье (Уттар-Прадеш), Бхадрачаламе (Андхра-Прадеш) и Рамешвараме (Тамил-Наду).
В Айодхье огромное количество людей совершают ритуальные омовения в водах реки Сарайю, которая считается священной. А в южных регионах Индии в день Рама Навами празднуется годовщина свадьбы Рамы и Ситы. После чего совершаются красочные обряды бракосочетания этой божественной четы в разных храмах. Такие обряды называются Сита-рама-кальянам.
В этот день аскеты-преданные придерживаются поста, желая получить благословение Господа, но не долго: сразу после того, как солнце сядет за гоизонт, устраивается роскошный пир.
Легенда о явлении Господа Рамачандры
Царь Айодхьи Дашаратха совершает ведическое жертвоприношение коня, именуемое также ашвамедха-ягьей с целью обрести наследника. Во время этого жертвоприношения появляется некая божественная сущность, держа в руках золотой сосуд, наполненный паяши. Мистический гость говорит царю, чтобы тот дал съесть эту паяшу своим царицам. Царь Дашаратха дает одну вторую часть содержимого сосуда царице Каушалье, одна третья часть достается царице Сумитре, одна восьмая часть — царице Кайкейе, а все, что осталось, царь снова отдает Сумитре.
В то время на острове Ланке правит демон Равана. Получив благословение от бога Брахмы он становится неуязвимым и доставляет много бед и на земле и богам нарушая благочестивые законы. С целью восстановления дхармы на земле и уничтожения десятиголового Раваны, Вишну решает родиться в солнечной династии из лона Каушальи в качестве простого человека.
Спустя время после великого жертвоприношения старшая жена царя Айодхьи рожает Раму — земное воплощение Верховной Божественной личности. Одновременно с этим Кайкейа рожает сына Бхарату, а Сумитра, третья царица, рожает Лакшмана и Шатругхну.
В эпосе «Рамаяна» о рождении легендарного принца Айодхьи говорится так: «Со дня окончания ашвамедхи минуло шесть сезонов года. И вот на двенадцатый месяц, в девятый день месяца Чайтра в лунный дом Адитидевата, когда были в высшей точке орбиты пять планет, а Луна и Юпитер находились в созвездии Рака — в день, счастливый по всем приметам, родила Каушалья Владыку мира, наделенного божественными знаками, половиной которого был Вишну».
Принц Айодхьи проявил идеальные качества сына, брата, супруга. Во время свайамвары Рама побеждает всех соперников: царей и царевичей, сломав легендарный лук, что не удалось никому, кроме Нето. После чего Рамачандра берет в жены прекрасную Ситу, которая считается воплощением богини процветания.
Рама и Сита счастливо живут в Айодхье, но однажды по велению отца Рама был изгнан в лес на длолгие 14 лет. Его верная супруга Сита и брат Лакшман вместе с ним отправляются в изгнание. Однако, Равана похищает Ситу в лесу, после чего Рама с Лакшманом отправляются на ее поиски. Прибегнув к помощи жителей леса — Сугривы, Ханумана, Бали и их армий обезьян и медведей — в ходе жестокой битвы на острове Ланка Господь Рамачандра побеждает демона Равану и спасает возлюбленную Ситу.
Возвратившись через 14 лет после начала изгнания в Айодхью, Рама становится законным правителем.
Описание деяний Господа Рамы
Господь Шри Рамачандра проявил качества создателя нового общества и посвященного человека. Став царем Айодхьйи Он воплощал совершенного правителя и под Его влиянием эпоха Трета-юга стала очень походить на Сатья-югу. Правление царя Рамы отличалось верностью, справедливостью, исполнением дхармы, идеальным выполнением обязанностей перед родителями, братьями и супругой, и, конечно же, перед всеми жителями государства. Рамачандра учил собственным примером как быть совершенным семьянином, дав обет иметь только одну жену Ситу.
О деяниях Господа Рамы описано в Седьмой Песне «Шримад Бхагаватам», а также в знаменитом эпосе «Рамаяна». Читающий или пересказывающий события, описанные в этом древнем тексте, очищается от всех грехов и получает божественные качества. Поэтому существует добрая традиция в течение восьми дней перед праздником Рама Навами читать и слушать жизнеописание Господа Рамачандры, а также Его добродетельной супруги Ситы Деви.
Тайна Рама Навами
Пустив в наши сердца Господа Раму, мы сразу почувствуем проявление Его божественных качеств, затмевающих нашу гордыню, особенно в день Рама Навами.