(27 мая 2020) Рабиндраната Тагора индийский писатель, поэт, художник, философ, композитор, он же первый лауреат Нобелевской премии по литературе — неевропеец.
Фигура, сопоставимая по масштабам одарённости, работоспособности и общественной значимости с такими величинами, как Александр Пушкин, Лев Толстой, Фёдор Достоевский. Одновременно это мыслитель, связанный с Россией особым духовным отношением к самой большой стране в мире.
Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру так характеризовал своего великого соотечественника: «Тагор, аристократ-художник, обратившийся в демократа, сочувствующего пролетариату, олицетворял, по-существу, культурную традицию Индии, традицию принятия жизни во всей её полноте…».
Несмотря на мудрость, начитанность и благородное происхождение, Тагор как-то по-детски непосредственно воспринял перемены в России. В Советском Союзе он увидел образ нового мира, так разительно отличающегося от колониальной Индии, зашоренной Англии и других государств капиталистического мира. Не стоит забывать, что Западный мир начала XX века хотя и отличался от сверхэксплуатации XIX века в отношении наёмных тружеников, тем не менее он совсем не походил на мир периода конкуренции двух систем, «государства благосостояния» и растущего среднего класса.
Индийский мыслитель не был простым теоретиком — Тагор сам пытался менять жизнь вокруг к лучшему. Будучи представителем высших слоёв бенгальского общества, он на свои средства учредил в Индии Национальную школу, Институт аграрных преобразований и Международный университет. Однако всё это были усилиями одиночки на фоне творящейся несправедливости в колонии Британской империи. Поэтому индийский аристократ с таким интересом отнёсся к опыту Советской России.
«Я бы считал цель своей жизни не достигнутой полностью, если бы не приехал сюда», — писал он в 1930 году во время 16-дневного визита в СССР.
Будучи даже в старости открытым человеком, способным и, более того, старающимся воспринимать всё новое, Тагор откровенно говорил о своём любопытстве. «Говорили, что они [большевики] начали удивительный эксперимент». И естественно, что индийский гений увидел нечто большее, чем просто страну, выбирающуюся из разрухи и ужасов гражданской войны. В своём прекраснодушии он не был слеп. В московском «Гранд-отеле», где поселился выдающийся индиец, Тагор сразу обратил внимание на вопиющую бедность, словно он жил в некогда богатых хоромах промотавшегося наследника. На встречах с людьми, на улицах гость из Индии также отмечал скудность в одежде, питании и внешней обстановке. Но он смог увидеть то, что не видели его современники, да и не понимают многие жители современной России. Прежде всего Тагор дал вполне адекватную оценку усилиям того же Запада, направленным на уничтожение нового государства. Также жёстко он отмечал, что вопиющая нищета и неравенство в «развитых» странах отбрасываются на задворки социальной жизни так, чтобы их не было видно ни путешественнику, ни представителям высшего света. Конечно, в государстве, где недавно победила революция, «если всё богатство разделить поровну, то благосостояние страны окажется не таким большим, чтобы обеспечить всех в достаточном количестве». Но, видя смерть от голода, нищету, доводящую до отчаяния, бедность, которая приводит к полному отсутствию мысли и стремлению учиться, Рабиндранат Тагор делал однозначный выбор в пользу Советского проекта. Иное мироустройство, оправдываемое и насаждаемое сильными мира сего, он мог наблюдать с детских лет.
Интересно, что, описывая Советскую Россию, Рабиндранат Тагор в первую очередь говорил о духовной составляющей граждан СССР: «Из всех человеческих качеств самым ценным они считают человеческий дух». Пожалуй, единицы современников обратили внимание на эту составляющую большевистского эксперимента. Для индийского мыслителя человек всегда ставился во главу угла, это — главное в развитии общества. Не стоит забывать, что великий бенгалец сравнивал положение русских людей с состоянием индийцев под властью людоедского колониального режима Великобритании. Низкая работоспособность, высокая смертность, рост заболеваемости, отсутствие стремления к образованию и новшествам — это было состояние, в которое ввергли население Индостана за столетия оккупации. А в качестве альтернативы: «Характер всей деятельности Советской России — это стремление творить необычную жизнь как всеобщее дело, всеобщий дух, всеобщее право». Конечно, становление такого общества выглядело другим измерением, причём как желанным, так и достижимым.
В этом отношении главной чертой советского строя, которую высоко оценил Тагор, было всеобщее образование, сознание общего дела, которые выразились, по его мнению, в духовном возрождении и торжестве проснувшегося человеческого достоинства. Будучи человеком, который сам пытался создать в Индии прогрессивную систему образования, выдающийся мыслитель видел значимость советского проекта именно в создании условий и предпосылок для постоянного обучения. Зная о том, что Рабиндранат Тагор придавал наибольшее значение развитию личности как основной составляющей развития справедливого общества, становится понятным, насколько потряс его советский опыт в этой сфере. Только так трудовые люди — «подсвечники цивилизации» — могли стать полноправными членами общества, только таким образом могли «немые обрести язык».
Не следует считать, что такой человек, наделённый не только мечтательностью, но и острым критическим умом, не видел проблем. И если говорить о наиболее значимой для него теме — образовании, Нобелевский лауреат достаточно жёстко утверждал: «Я не могу сказать, что у них нет ошибок — серьёзная ошибка есть. И когда-нибудь она приведёт к несчастью». Как полагал Тагор, тотальный охват образованием всего населения страны ведёт к схематизации образовательного процесса. Шаблон становится нормой, что не позволяет развивать индивидуальные способности, быстро менять образовательный процесс.
Тем не менее опыт, полученный индийским гением, во многом повлиял на его мировоззрение и творчество. В «Письмах из России» есть строка, которая раскрывает эмоциональную суть великого творца и общественного деятеля: «Другие страны, в которых я бывал, не волновали так моего воображения».
Рабиндранат Тагор дожил до 80 лет и умер в августе 1941 года. В июне этого года началось фашистское нашествие на Советский Союз. Он прекрасно понимал масштабы и последствия распространения «коричневой чумы»: «Сегодня мы стоим перед ужасной разрушительной силой, которая стремительно обрушилась на мир… Этот поток зла угрожает существованию самой цивилизации».
Естественно, что великий бенгалец был полностью на стороне России. Причём после увиденного в Советском Союзе Тагор не сомневался в победе русского народа в этой кровопролитной войне. Возможно, для существования цивилизации для людей и во имя людей рождаются такие гении, как Рабиндранат Тагор. И по-прежнему своевременны и актуальны его слова: «Нам необходимо всем сердцем стремиться к продуктивным отношениям между различными культурами. Всё, что мешает этому, — варварство».