(3 декабря 2020) Существующая глобальная архитектура доживает последние дни, на повестке дня новый проект геополитического устройства. Активно к процессу решила подключиться и Индия, которая выдвигает собственный альтернативный проект развития человечества.
Если он начнет реализовываться, придется отказаться от привычных шаблонов.
Первые полосы солидных изданий по всему миру сейчас заняты материалами о том, каким будет новый мир. То есть никто больше не подвергает сомнению тезис, что порядок на планете не будет прежним. Пандемия коронавируса обнажила и обострила имеющиеся противоречия, и теперь мало кто возьмется утверждать, будто нынешняя система сохраняет немалый запас прочности.
Наиболее вероятным сценарием считается построение двухполярного мира с центрами объединения в виде США и Китая. Первые должны объединить Запад под знаменем неолиберализма. Китай предлагает строить «всеобщую единую судьбу человечества» на основе экономического проекта «Одного пояса и пути».
Однако не все согласны с таким подходом. Недавно свет увидела книга министра иностранных дел Индии Субраманиама Джашайнкара, которая называется «Путь Индии». Монографию сейчас активно обсуждают мировые СМИ. Прежде всего, из-за смелых идей, высказанных в ней.
Джашайнкар утверждает, что Индия может стать новым глобальным лидером. Он замечает, что США сейчас больше заняты внутренними проблемами, а Евросоюз погряз во внутренних противоречиях, прежде всего связанный с Brexit.
На этом фоне Индия имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, это самая крупная демократия. Во-вторых, страна обладает колоссальными человеческими и природными ресурсами, удобное географическое расположение. В-третьих, идеология индийской государственности строится на основе идей Махатмы Ганди, которые имеют в мире поддержку.
При этом глава индийского МИД выдвигает идею, что его страна должна стать не просто гегемоном в традиционном понимании, а «этическим лидером». То есть не просто нарастить военную и экономическую мощь и тем самым склонить других к союзничеству, а предложить как Западу, так и Востоку определенные ценностные установки.
Обращает внимание, что Джашайнкар рассматривает современное мироустройство через призму мудрости, заложенной в древнеиндийском эпосе Махабхарата. Автор проводит аналогии между описанным в эпосе соперничестве двух групп двоюродных братьев и геополитическими противоречиями сегодняшнего дня. И делает вывод, что в новом мире главным фактором политики будет этика, которую и сможет нести миру Индия.