(16 июля 2019) Руководитель Центра по развитию культурных связей Татарстана и Индии Иштиак Ахмад Гилькар принял участие во вручении дипломов выпускникам Института международных отношений.
Руководитель Центра наградил Благодарственными письмами за популяризацию российско-индийских контактов в научно-образовательной сфере и за отличные знания в области индологии лучших выпускников Школы молодого индолога Казанского федерального университета — Айгуль Тагирову, Даниеля Мратхузина и Зилю Зиязетдинову. Все студенты дошли до выпуска, а пятеро из десяти получили красные дипломы.
Событие особенно символично в год 215-летия Казанского университета. По словам ректора Ильшата Рафкатовича Гафурова, для университетского сообщества и республики в целом ценным ресурсом становится выпуск уникальных специалистов.
Благодаря поддержке ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова, директора Института международных отношений Р.Р. Хайрутдинова и личной инициативе проректора по внешним связям Л.Н. Латыпова, спустя более полутора столетий, возобновился статус казанской индологии.
В марте 2015 года, был подписан Меморандум о взаимопонимании (01.1.55-16/68/15 от 03.04.2015) между Казанским федеральным университетом и Индийским Советом по культурным связям при Посольстве Республики Индия, после чего планомерно началась деятельность по реализации открытия индийского направления Высшей школы международных отношений и востоковедения.
В этом же году, при курировании первым индологом в Татарстане, директором Центра изучения Индии Г.Ф. Мратхузиной и первым дипломированным преподавателем хинди в Казанском университете Д.В. Бобковым, состоялся первый набор группы хинди. Инициативу и неоценимое содействие в этом направлении оказали ведущие преподаватели-языковеды кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения А.Р. Фаттахова и Р.Т. Юзмухаметов.
1 ноября 2016 года официально был открыт Центр изучения Индии для плодотворной деятельности по активизации российско-татарстанских связей, с привлечением авторитетных специалистов с многолетним опытом в области отечественной и зарубежной индологии.
Студенты группы хинди отнеслись к учебе ответственно. В течение всего периода обучения они имели высокий академический рейтинг, результативно выступали на крупных научных конференциях и форумах по востоковедению, стали авторами научных публикаций о языковой культуре Индии, в том числе на английском языке и хинди.
Молодые люди достойно демонстрировали специальные знания и умения практического использования своей языковой подготовки в английском, хинди и урду, чем вызывали положительную реакцию представителей индийской стороны на самом высоком уровне. Они продемонстрировали творческий талант, имели высокие интеллектуальные достижения, последовательно и конструктивно улучшали свои исследовательские навыки.
На разных этапах обучения студенты прошли мастер-классы по индийской филологии и практическому курсу санскрита и хинди от лучших российских индологов: Г.В. Стрелковой (Институт Азии и Африки МГУ), И.А. Газиевой (МУНЦ изучения Южной Азии РГГУ), Е.А. Костиной (Восточный факультет СПбГУ).
10-12 мая 2018 года в рамках 200-летия российского академического востоковедения и 70-летия российско-индийских дипломатических отношений по инициативе Центра на базе Института международных отношения КФУ впервые был проведён Международный научно-практический семинар «РОССИЯ – ИНДИЯ: ДИАЛОГ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР». Основными партнерами семинара выступили Историко-культурный исследовательский институт Махараштры (Мумбаи, Индия) и Российско-индийское общество дружбы «ДИША» (Москва, Россия).
25 июня нынешнего года наступил финальный этап обучения для выпускной группы хинди – защита бакалаврских проектов. Председатель аттестационной комиссии профессор, заведующий кафедрой филологии и страноведения Российского Исламского университета Т.А. Шайхуллин высоко оценил подготовку студентов – будущих индологов.
Процедура защиты оставила самые яркие впечатления как для преподавателей, так и выпускников. Лучшими выпускными квалификационными работами были признаны темы: «Феномен британских диаспоральных диалектов: специфика индийского варианта английского языка (историко-культурологический и лингвистический аспекты)» (Д. Мратхузин) и «Этимологический аспект арабо-персо-тюркских заимствований в хинди на примере анализа современных средств массовой информации» (А. Тагирова) под руководством и рецензированием доцента Э.А. Хабибуллиной (Сайдашевой) и профессора В.Н. Хисамовой.
В настоящее время планируется оснащение кабинета Центра изучения Индии (дизайн, техническое обеспечение) и создание научно-методической базы (приобретение учебной и научно-популярной литературы). Центр продолжает курировать группы студентов направлений «Востоковедение», «Лингвистика», «Международные отношения» профиля «Язык хинди» (всего более 30 обучающихся).
Информационный центр ДДнТ