(8 июня 2018) На Петербургском международном экономическим форуме министр торговли и промышленности Индии Суреш Прабху сообщил, что Индия и Россия согласовывают планы строительства транспортного коридора, который должен связать страны напрямую.
Сейчас перевозка грузов между Индией и Россией осуществляется через Китай или Европу. Новый путь от Санкт-Петербурга до Мумбаи протяжённостью 7,2 тыс. км пройдёт через Каспийское море и Иран. Он позволит сократить время перевозки грузов на 30-40%, и значительно снизить транспортные расходы. Это позволит индийским экспортёрам отправлять в Россию скоропортящиеся продукты, в частности, фрукты.
Строительство транспортного коридора было предложено ещё в 90-е годы, но необходимость значительных капиталовложений из-за сложного рельефа, и западные санкции против Ирана затормозили проект. Сейчас появилась возможность вернуться к проекту, поскольку в предшествующие годы были построены несколько железных дорог, могущих стать его элементами, остаётся только достроить несколько небольших участков в самых сложных местах. Кроме того, возобновление американских санкций против Ирана делает проект очень важным для иранской экономики.
Объём перевозок по перспективному маршруту оценивается в 5 млн тонн в оба направления в ближайшей перспективе, и до 10 млн тонн – в долгосрочной.
Индия поставляет в Россию фармацевтическую продукцию, компьютерную технику, товары народного потребления, чай и табак. Российский экспорт в Индию составляют в основном вооружения и сложное оборудование, поэтому его объёмы невелики. Но в случае запуска прямого транспортного коридора, появляются возможности для экспорта зерна, подсолнечного масла, угля, нефти и продуктов нефтепереработки.