(20 февраля 2018) «А я «Танцора диско» смотрела 12 раз!» — такое признание от юных почитателей индийского кино в СССР 80-годов кое-кого удивляло, но никого не шокировало.
Это принималось как данность. Индийские фильмы в те годы гарантированно обеспечивали самые большие кассовые сборы, как тогда говорили, «давали план», и директора кинотеатров, даже рискуя вызвать недовольство райкомовских и горкомовских идеологов, неделями не снимали с экранов «Танцора диско», «Зиту и Гиту» и «В тени твоих ресниц». Знали: залы не будут пустовать, как при показе некоторых отечественных фильмов, с индийскими фильмами будет и план, и премии….
В нашей предыдущей статье речь шла об индийском кино в СССР в 50-60 годы. В следующее десятилетие, в 70-е годы, зрительский ажиотаж вокруг индийских фильмов заметно поутих. Сказались и конкуренция со стороны американских и европейских боевиков и комедий, всё больше пробивавшихся на советский кинорынок, и сложные процессы в самом индийском кинематографе, обусловленные непростой политической ситуацией в стране.
Но вот начались 80-е годы, эпоха чёрно-белого кино осталась в прошлом, и популярность индийских фильмов среди советских кинозрителей снова резко возросла. Но это было уже другое кино и другие зрители.
В индийском кинематографе, как и ранее в мировом, произошло чёткое разграничение между развлекательной кинопродукцией и «параллельным кино», или «кино не для всех», поднимающим сложные социально-общественные проблемы. Для развлекательных фильмов даже появился специальный термин, «масала», обозначавший жанровую смесь триллера, комедии, боевика, трагедии и мелодрамы. При этом сохранилось «фирменное» отличие индийского кино — обилие песен, танцев и национального колорита. Правда, в музыке традиционный индийский фольклор был заметно потеснён современными мелодиями и ритмами западного образца. В целом индийский развлекательный кинематограф приобрёл черты, из-за которых немного позднее, на рубеже веков, получил название «Болливуд», по аналогии с американской «фабрикой грёз».
Основным зрителем развлекательной продукции «Болливуда» стало поколение советских людей, родившееся в 50-60 годы, в сравнительно благополучные и «мягкие времена» и, в отличие от поколения своих отцов и дедов, не подвергавшееся жёсткому идеологическому давлению. Слово «развлечение» постепенно потеряло негативный смысл. Уже и журнал «Советский экран» стал допускать в рецензии на фильм режиссёра Прамода Чакраворти «Как три мушкетёра» выражения типа «добротное, отлично снятое развлекательное кино». И цветные открытки с портретами Митхуна Чакраборти, прославившегося в СССР после главной роли в фильме «Танцор диско», можно было свободно купить в киосках «Союзпечати».
А потом грянула перестройка…. В общем потоке зарубежной кинопродукции, легально и нелегально хлынувшем в СССР в самом конце 80-х годов, индийские фильмы не затерялись, их по-прежнему любили и смотрели, теперь уже не только в кинотеатрах, но и в расплодившихся повсеместно кооперативных видеосалонах. Потом развалился СССР, вместе с ним рухнула и система государственных кинотеатров. Для индийской кинопродукции это было серьёзным ударом — индийские фильмы сами по себе рассчитаны на массовый, коллективный просмотр. Сейчас сеть кинотеатров в стране возрождается, но уже в новом формате. Возможно, нас ждёт новый всплеск популярности индийских фильмов….